Юридическая консультация
"налог на прибыль - расходы на приобретение системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и охранной сигнализации"
Инспекция указывает (стр. 6-7 Акта), что Обществом в нарушение п. 5 ст. 270 Налогового кодекса Российской Федерации, при определение налоговой базы учтены расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества в
Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком - доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Расходы в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы (п. 2 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно п. 2 ст. 253 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на материальные расходы, расходы на оплату труда, суммы начисленной амортизации и прочие расходы.
В силу подп. 6 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение пожарной безопасности налогоплательщика в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на содержание службы газоспасателей, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности, в том числе услуг, оказываемых вневедомственной охраной при органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также расходы на содержание собственной службы безопасности по выполнению функций экономической защиты банковских и хозяйственных операций и сохранности материальных ценностей (за исключением расходов на экипировку, приобретение оружия и иных специальных средств защиты).
При этом налоговое законодательство не раскрывает понятие "обеспечение пожарной безопасности".
Согласно ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к работам и услугам в области пожарной безопасности относятся закупка и поставка пожарно-технической продукции; монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем и средств противопожарной защиты, выполнение проектных работ и другие работы и услуги, направленные на обеспечение пожарной безопасности
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 04.06.2007 № 320-О-П указал, что положения налогового законодательства должны применяться с учетом требований п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщиков.
Между Обществом подрядчиком заключен договор, в соответствии с которым подрядчик принял на себя обязательство выполнить работы по установке и наладке системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и охранной сигнализации. Работы по данному Договору выполнены в полном объеме и оплачены, что подтверждается актами выполненных работ и платежными поручениями.
Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре и охранная сигнализация не является у Общества самостоятельным основным средством, что следует из системного анализа положений статей 256, 257, 11 Налогового кодекса Российской Федерации, Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н., а входит в состав арендуемых зданий. Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (ОКОФ), в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, сигнализационные сети, которые как самостоятельные объекты основных средств не учитываются.
Аналогичная точка зрения высказана в:
- Постановление ФАС Московского округа от 30.10.2009 N КА-А40/11455-09 - «Пожарно-охранная сигнализация не является у Общества самостоятельным объектом основных средств, а входит в состав здания УТС. Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов, утвержденному Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359 (ОКОФ), в состав зданий входят коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, сигнализационные сети, которые как самостоятельные объекты основных средств не учитываются. Инспекцией не указано, каким образом изменились технико-экономические показатели самого здания или системы пожарной сигнализации».
- Постановление ФАС Поволжского округа от 04.12.2008 по делу N А12-5819/08-С38 - «Статьей 264 Налогового кодекса Российской Федерации расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности в проверяемом периоде прямо относились к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Арбитражными судами правомерно признан ошибочным довод налогового органа об отнесении указанных выше расходов в соответствии со статьями 256, 257 Налогового кодекса Российской Федерации к амортизируемому имуществу, поскольку он основан на неверном толковании названных норм. Вывод арбитражного суда том, что сигнализация, являющаяся дополнительным оборудованием, не подлежит включению в состав основных средств основан на проанализированных судами положениях статей 256, 257, 11 Налогового кодекса Российской Федерации, Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 N 34н. Таким образом, вывод об отсутствии в действиях налогоплательщика занижения налогооблагаемой прибыли на затраты, связанные с расчетами за выполнение работы по проектированию, монтажу и наладке охранно-пожарной системы, является законным и обоснованным».
- Постановление ФАС Уральского округа от 16.03.2010 N Ф09-1515/10-С3 по делу N А07-17210/2009 - «Судами установлено и материалами дела подтверждено, что между налогоплательщиком (заказчик) и закрытым акционерным обществом "ППФ "Искра" (подрядчик) заключен договор подряда от 18.12.2006 N 21/10, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик выполняет следующие работы: проектирование системы автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре; поставка и монтаж оборудования автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре. В подтверждение исполнения договора и реальности осуществления затрат обществом в материалы дела представлены локальные сметные расчеты, спецификации, счета-фактуры, справки о стоимости выполненных работ, акты о приемке выполненных работ. Кроме того, судами установлено, что материалы дела не содержат каких-либо технических характеристик либо функциональных описаний систем автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре, установленных налогоплательщиком; из представленных первичных документов невозможно установить срок полезного использования систем автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре. При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованным выводам об отсутствии оснований для отнесения установленных налогоплательщиком систем автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, системы оповещения о пожаре к категории основных средств и списания их стоимости путем начисления амортизации».
Настоящая консультация носит информационно характер, в котором выражено обоснованное мнение специалистов нашей компании и может отличаться от трактовки, изложенных в Письмах Минфина РФ и ФНС РФ, что не исключает вероятности возникновения споров с налоговыми органами.